Придя на первичный прием, мама озвучила свое беспокойство – Никита не разговаривает. Ее основным желанием было обучить его говорить предложениями, как это умеют другие дети его возраста.
Никите уже почти четыре года, а у него имеются большие трудности в общении. При проведении углубленной оценки специалистом по коммуникации было выявлено, что у Никиты не сформированы базовые навыки коммуникации, такие, как смотреть в глаза, инициировать взаимодействие, удерживать внимание на собеседнике, понимать обращенную речь. Так же отсутствовал такой важный базовый навык, как копирование, Никита еще не умеет повторять за взрослым звуки, а тем более слова и фразы.
Он использует только вокализации и естественные жесты. Поэтому работать над развитием вербальной речи на данном этапе было бы не функционально, ведь Никита еще не понимает, как использовать те или иные средства общения, будь то жесты, вокализации или речь.
Поэтому было принято решение обучать Никиту базовым коммуникативным навыкам в группе в игре с другими детьми. Ему сначала нужно научиться обращать внимание на то, что делают другие дети, во что они играют, научится присоединяться к их игре, просить, а не отбирать игрушки и т.д.
Кроме того, Никите сложно сосредоточиться на процессе одевания. Он не собран, "бегает" по кабинету. Маме сложно собрать Никиту куда-то "...он постоянно вертится, крутится, убегает".
Такое "рассеянное" поведение показывает, что ребёнку не хватает сенсорных ощущений: он постоянно в движении "ищет" дополнительные стимулы (трогает различные предметы-все подряд). После того как Никите дали некоторые сенсорные ощущения (покачали на качелях, он походил по качающемуся тунелю), Никита смог сосредоточиться.
Он услышал маму, понял инструкцию "идём одевать обувь". Спокойно подошёл, надел обувь и попрощался со специалистом, посмотрев ему в глаза.